logo

 

rssfacebook twitter mail

Свяжитесь с нами     

Требования налоговых органов к информации о трансфертном ценообразовании

Условия договоров и характеристики товаров

Прежде всего, в дополнительных запросах налоговые органы требуют детального раскрытия всех существенных условий договоров, заключенных по контролируемым операциям. Их интересует полный перечень поставляемой продукции (наименования, номенклатура, ассортимент), количество и качество товаров, сроки фактической поставки товаров в разрезе каждой марки (вида) продукции, условия платежей и т.д. Налогоплательщику предлагается либо отобразить всю запрашиваемую информацию в письменном виде, либо предоставить копии договоров вместе с копиями всех спецификаций (дополнений).
Еще больше внимания налоговики уделяют информации о поставляемых товарах. Они требуют раскрытия физических, качественных и технических характеристик, которые влияют на их использование, коммерческий опыт и цену реализации в разрезе продукции разных марок. Также просят указать национальные/международные стандарты (технические условия, регламенты), которым отвечает соответствующая продукция.
Почему эта информация так интересует налоговые органы? Понятно, что они пытаются изыскать возможности для применения первого, приоритетного метода (сравнительной неконтролируемой цены - СНЦ). Во многих случаях налогоплательщики обосновывают отказ от применения метода СНЦ несопоставимостью условий осуществления операции или различными характеристиками поставляемых товаров. Налоговики, очевидно, будут пытаться критически проанализировать такое обоснование и найти в нем слабые места. В конечном счете, будут пытаться сравнивать цены на товары, реализуемые или закупаемые налогоплательщиком, с ценовой информацией, содержащейся в официальных источниках. Это наиболее простой и удобный для них подход.
Для защиты выбранного метода ТЦО компания должна обосновать, что отличия в договорных условиях и характеристиках товаров действительно оказывают существенное влияние на цену. Одного лишь перечисления в документации таких отличий может быть недостаточно. Более того, некоторые отличия в условиях операции могут быть устранены корректировками (например, на сроки расчетов между контрагентами). Поэтому налогоплательщику следует убедиться, что его обоснование содержит доказательства невозможности таких корректировок.

Функции, активы и риски контрагентов
Особое внимание уделяется операциям с иностранными трейдерами. Налоговые органы пытаются выяснить, насколько экономически значимыми являются функции, выполняемые этими трейдерами. Для этого они хотят знать, какие именно функции по продвижению и реализации продукции выполняли трейдеры, а какие - собственная маркетинговая служба предприятия. Более того, налоговую интересует и процесс оформления товаросопроводительных документов по отгрузкам продукции в пользу трейдеров. Например, налоговики могут спросить, кто предоставляет сотрудникам предприятия информацию о стране назначения и о конечном получателе отгружаемого товара.
Подтекст этих вопросов вполне очевиден - во многих случаях иностранные торговые компании существуют лишь на бумаге, а все функции по реализации и доставке продукции на экспорт выполняют сотрудники налогоплательщика. Доказав это, налоговые органы смогут оспорить обоснованность наценки (маржи), зарабатываемой иностранными трейдерами, и доначислить налогооблагаемый доход экспортеру.
Налогоплательщику следует убедиться, что процесс взаимодействия с иностранным трейдером организован правильно, и предоставляемое налоговым органам объяснение содержит описание существенных функций, активов и рисков трейдера. Налоговый Кодекс дает налоговикам право проводить опросы сотрудников предприятия еще до проведения проверки, и любое расхождение в их показаниях с письменными пояснениями налогоплательщика может быть использовано против него.

Экономические исследования
Налоговые органы запрашивают детальную информацию о процессе проведения экономического исследования. В частности, они хотят получить первичную полную выгрузку сопоставимых компаний из базы данных ("Амадеус", "Руслана" или "Спарк"), описание подхода к отбору сопоставимых компаний (стратегия поиска), с указанием критериев, по которым проверялась сопоставимость деятельности этих компаний с условиями проведения контролируемых операций. Также налоговые хотят видеть ссылки на сайты сопоставимых компаний, которые использовались для анализа.
Этот блок вопросов является одним из самых опасных для налогоплательщика. Не секрет, что рыночный диапазон рентабельности зависит от финального списка сопоставимых компаний, отобранных по результатам выполнения исследования. Оспорив включение в финальный список определенных компаний (или наоборот, добавив в список компании, ранее исключенные налогоплательщиком), налоговые органы могут добиться существенного изменения рыночного диапазона. Это может открыть им дорогу для существенных доначислений, если контролируемый показатель рентабельности налогоплательщика не попадет в пересмотренный рыночный диапазон. Поэтому важно уделить особое внимание проверке качества проведенного исследования и правильности выбранной стратегии.
Хотят налоговые органы детально разобраться и с расчетом показателя рентабельности налогоплательщика, указанным в документации. Они просят предоставить постатейную расшифровку расходов и доходов в разрезе отдельных операций. При этом также запрашивают учетную политику предприятия в части принципов и методов распределения расходов, учтенных в предоставленном расчете.
Этот вопрос также является ключевым для будущей проверки. При использовании четвертого метода ТЦО (чистой прибыли), контролируемый показатель рентабельности рассчитывается на операционном уровне, что зачастую предполагает необходимость распределения операционных доходов и затрат между различными контролируемыми операциями. Налогоплательщику следует убедиться, что используемые для такого распределения подходы являются обоснованными, и соответствуют его собственной учетной политике.

Как налогоплательщикам готовиться к проверке?
Готовясь к запросам на предоставление документации и к будущим проверкам, нужно учитывать, что новая редакция правил ТЦО существенно сократила сроки для ответа на запросы налоговых органов. Так, документацию по запросу налоговой все налогоплательщики обязаны предоставить в течение одного месяца (а не двух, как было раньше). Ответы на дополнительный запрос по результатам изучения документации должны быть предоставлены в течение всего лишь десяти дней. Учитывая это, следует уделить особое внимание полноте документации за отчетный период - ведь за отведенное время заполнить пробелы в документации может быть непросто.
Новая редакция правил ТЦО обязывает всех налогоплательщиков, осуществляющих контролируемые операции, готовить и вести документацию по ТЦО. Эта норма предполагает необходимость подготовки документации по ТЦО за каждый отчетный период еще до получения запроса налоговых органов. Документация должна содержать актуальное экономическое исследование, обновленное с учетом последней доступной информации за истекший отчетный период. Также документация должна содержать актуальный обзор рынка, а также анализ функций, активов и рисков налогоплательщика, с учетом изменений, которые могли произойти за прошедший отчетный период. Наконец, следует учесть, что документация может предоставляться в налоговые органы исключительно на украинском языке, поэтому в случаях, когда она изначально готовилась на иностранном языке, нужно обеспечить своевременный перевод.

Игорь Чуфаров, партнер отдела налогообложения и юридических услуг EY в Украине

РБК-Україна

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Требования налоговых органов к информации о трансфертном ценообразовании

Условия договоров и характеристики товаров

Прежде всего, в дополнительных запросах налоговые органы требуют детального раскрытия всех существенных условий договоров, заключенных по контролируемым операциям. Их интересует полный перечень поставляемой продукции (наименования, номенклатура, ассортимент), количество и качество товаров, сроки фактической поставки товаров в разрезе каждой марки (вида) продукции, условия платежей и т.д. Налогоплательщику предлагается либо отобразить всю запрашиваемую информацию в письменном виде, либо предоставить копии договоров вместе с копиями всех спецификаций (дополнений).
Еще больше внимания налоговики уделяют информации о поставляемых товарах. Они требуют раскрытия физических, качественных и технических характеристик, которые влияют на их использование, коммерческий опыт и цену реализации в разрезе продукции разных марок. Также просят указать национальные/международные стандарты (технические условия, регламенты), которым отвечает соответствующая продукция.
Почему эта информация так интересует налоговые органы? Понятно, что они пытаются изыскать возможности для применения первого, приоритетного метода (сравнительной неконтролируемой цены - СНЦ). Во многих случаях налогоплательщики обосновывают отказ от применения метода СНЦ несопоставимостью условий осуществления операции или различными характеристиками поставляемых товаров. Налоговики, очевидно, будут пытаться критически проанализировать такое обоснование и найти в нем слабые места. В конечном счете, будут пытаться сравнивать цены на товары, реализуемые или закупаемые налогоплательщиком, с ценовой информацией, содержащейся в официальных источниках. Это наиболее простой и удобный для них подход.
Для защиты выбранного метода ТЦО компания должна обосновать, что отличия в договорных условиях и характеристиках товаров действительно оказывают существенное влияние на цену. Одного лишь перечисления в документации таких отличий может быть недостаточно. Более того, некоторые отличия в условиях операции могут быть устранены корректировками (например, на сроки расчетов между контрагентами). Поэтому налогоплательщику следует убедиться, что его обоснование содержит доказательства невозможности таких корректировок.

Функции, активы и риски контрагентов
Особое внимание уделяется операциям с иностранными трейдерами. Налоговые органы пытаются выяснить, насколько экономически значимыми являются функции, выполняемые этими трейдерами. Для этого они хотят знать, какие именно функции по продвижению и реализации продукции выполняли трейдеры, а какие - собственная маркетинговая служба предприятия. Более того, налоговую интересует и процесс оформления товаросопроводительных документов по отгрузкам продукции в пользу трейдеров. Например, налоговики могут спросить, кто предоставляет сотрудникам предприятия информацию о стране назначения и о конечном получателе отгружаемого товара.
Подтекст этих вопросов вполне очевиден - во многих случаях иностранные торговые компании существуют лишь на бумаге, а все функции по реализации и доставке продукции на экспорт выполняют сотрудники налогоплательщика. Доказав это, налоговые органы смогут оспорить обоснованность наценки (маржи), зарабатываемой иностранными трейдерами, и доначислить налогооблагаемый доход экспортеру.
Налогоплательщику следует убедиться, что процесс взаимодействия с иностранным трейдером организован правильно, и предоставляемое налоговым органам объяснение содержит описание существенных функций, активов и рисков трейдера. Налоговый Кодекс дает налоговикам право проводить опросы сотрудников предприятия еще до проведения проверки, и любое расхождение в их показаниях с письменными пояснениями налогоплательщика может быть использовано против него.

Экономические исследования
Налоговые органы запрашивают детальную информацию о процессе проведения экономического исследования. В частности, они хотят получить первичную полную выгрузку сопоставимых компаний из базы данных ("Амадеус", "Руслана" или "Спарк"), описание подхода к отбору сопоставимых компаний (стратегия поиска), с указанием критериев, по которым проверялась сопоставимость деятельности этих компаний с условиями проведения контролируемых операций. Также налоговые хотят видеть ссылки на сайты сопоставимых компаний, которые использовались для анализа.
Этот блок вопросов является одним из самых опасных для налогоплательщика. Не секрет, что рыночный диапазон рентабельности зависит от финального списка сопоставимых компаний, отобранных по результатам выполнения исследования. Оспорив включение в финальный список определенных компаний (или наоборот, добавив в список компании, ранее исключенные налогоплательщиком), налоговые органы могут добиться существенного изменения рыночного диапазона. Это может открыть им дорогу для существенных доначислений, если контролируемый показатель рентабельности налогоплательщика не попадет в пересмотренный рыночный диапазон. Поэтому важно уделить особое внимание проверке качества проведенного исследования и правильности выбранной стратегии.
Хотят налоговые органы детально разобраться и с расчетом показателя рентабельности налогоплательщика, указанным в документации. Они просят предоставить постатейную расшифровку расходов и доходов в разрезе отдельных операций. При этом также запрашивают учетную политику предприятия в части принципов и методов распределения расходов, учтенных в предоставленном расчете.
Этот вопрос также является ключевым для будущей проверки. При использовании четвертого метода ТЦО (чистой прибыли), контролируемый показатель рентабельности рассчитывается на операционном уровне, что зачастую предполагает необходимость распределения операционных доходов и затрат между различными контролируемыми операциями. Налогоплательщику следует убедиться, что используемые для такого распределения подходы являются обоснованными, и соответствуют его собственной учетной политике.

Как налогоплательщикам готовиться к проверке?
Готовясь к запросам на предоставление документации и к будущим проверкам, нужно учитывать, что новая редакция правил ТЦО существенно сократила сроки для ответа на запросы налоговых органов. Так, документацию по запросу налоговой все налогоплательщики обязаны предоставить в течение одного месяца (а не двух, как было раньше). Ответы на дополнительный запрос по результатам изучения документации должны быть предоставлены в течение всего лишь десяти дней. Учитывая это, следует уделить особое внимание полноте документации за отчетный период - ведь за отведенное время заполнить пробелы в документации может быть непросто.
Новая редакция правил ТЦО обязывает всех налогоплательщиков, осуществляющих контролируемые операции, готовить и вести документацию по ТЦО. Эта норма предполагает необходимость подготовки документации по ТЦО за каждый отчетный период еще до получения запроса налоговых органов. Документация должна содержать актуальное экономическое исследование, обновленное с учетом последней доступной информации за истекший отчетный период. Также документация должна содержать актуальный обзор рынка, а также анализ функций, активов и рисков налогоплательщика, с учетом изменений, которые могли произойти за прошедший отчетный период. Наконец, следует учесть, что документация может предоставляться в налоговые органы исключительно на украинском языке, поэтому в случаях, когда она изначально готовилась на иностранном языке, нужно обеспечить своевременный перевод.

Игорь Чуфаров, партнер отдела налогообложения и юридических услуг EY в Украине

РБК-Україна

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


29.01.2018
07.01.2018
06.01.2018
03.01.2018
17.12.2017
08.12.2017
03.12.2017
25.11.2017
22.11.2017
30.10.2017
22.10.2017
10.10.2017